Данное семейство карбюраторов предназначено для поперечно
расположенных двигателей (в первую очередь для двигателей
ВАЗ-2108, 21081, 21083), но благодаря сдвоенной поплавковой
камере возможна установка их и на автомобили с продольным
расположением двигателей. Как штатный карбюратор ДААЗ-21073
используется на двигателе ВАЗ-21213 (а/м Нива). В ГДС 1 камеры
ДАА3-21073 эмульсионная трубка с ГТЖ имеет маркировку "ZD" и
специально предназначена для продольно расположенных силовых
агрегатов. Поэтому при установке и тюнинге любого из
карбюраторов "Солекс" для двигателей "классики" ВАЗа, Ижа, ГАЗ
"Волга" и пр. необходимо применение именно этой эмульсионной
трубки (если объём двигателя превышает 1,9 л, то эмульсионную
трубку ГДС 1 камеры следует использовать от карбюратора
ДААЗ-4178 с маркировкой "А23").
Основные выкладки по необходимости доработок и способов
тюнинга аналогичны карбюраторам "ОЗОН" (ДААЗ-2105,07,40), но
есть некоторые дополнения и изменения:
- Т.к. главные диффузоры "Солекса" вытянуты в высоту
намного больше чем у "Озона", то для оптимального
смесеобразования требуются более высокие скорости воздуха в
ГД, что соответственно влечёт уменьшение расчётных
коэффициентов наполнения двигателя. Для согласования работы
1 и 2 камер карбюратора и для достижения максимальных
мощностных характеристик двигателя необходимо чтобы скорость
воздуха в главном диффузоре 1 камеры в диапазоне 1500-3500
об/мин была в пределах от 60 до 130 м/с; скорость воздуха
сразу через 1 и 2 камеры в диапазоне 3500-6700 об/мин тоже
была в пределах от 60 до 130 м/с. Для ВАЗ-2108,83
коэффициент наполнения считать 1,20; для ВАЗ-21011,03,06 -
1,3; для УЗАМ 1,7 - 1,25; для ЗМЗ 402 - 1,35.
- При увеличении диаметра главного диффузора 1 камеры на
1мм главный топливный жиклёр увеличивается в диаметре на
0,06-0,07мм (в диапазоне изменения диаметра ГД 22-25мм).
Аналогично, при увеличении диаметра главного диффузора 2
камеры на 1мм главный топливный жиклёр увеличивается в
диаметре на 0,06-0,07мм (в диапазоне изменения диаметра ГД
23-27мм).
- МД у всех "Солексов" ( кроме 4178. МД у него от "Озона")
в обеих камерах одинаковые, что ограничивает увеличение
диаметра ГД 1 камеры 25мм, ГД 2 камеры 27мм. Превышение
указанных диаметров ГД неизбежно и непоправимо приведёт к
провалам в работе 1 и 2 камер. Без дополнительных дозирующих
систем (эконостат 2 камеры раздваивается и заводится в 1
камеру и пр.) и/или увеличении диаметра смесительных камер
(и соответственно диаметра дроссельных заслонок) с заменой
МД вопрос дальнейшего увеличения ГД не решается.
- Для согласования переходных систем 1 и 2 камер - при
явных провалах при включении в работу ГДС 1 камеры,
применяется увеличение диаметра топливных жиклёров х/х и
топливного жиклёра ЭМР (экономайзера мощностных режимов) до
устранения или минимизирования дефектов. Максимальное
увеличение ТЖ х/х до 0,5мм. Максимальное увеличение ТЖ ЭМР
до 0,6мм для двигателей ВАЗ, до 0,75мм для двигателей УЗАМ и
ЗМЗ; А также при явных провалах при включении в работу ГДС 1
и в большей степени 2 камер, применяется индивидуальная
настройка параметров УН (ускорительного насоса):
- Увеличение камеры УН путём добавления проставки
толщиной от 1,5 до 3,0мм (чем больше диаметр ГД 2 камеры и
чем больше провал, тем больше толщина проставки) между
карбюратором и крышкой УН (естественно требуются
дополнительная прокладка и удлинённые винты крепления
крышки УН).
- Для двигателей "классических" ВАЗов, УЗАМ, ЗМЗ 402
распылитель УН должен быть направлен только в 1 камеру
(при этом штатный зазор дроссельной заслонки 2 камеры для
слива бензина у ДААЗ-2108,81,83 должен быть ликвидирован).
При этом можно воспользоваться распылителем УН от
ДААЗ-21073 (маркировка "45") и при необходимости
постепенно увеличить диаметр распылителя до макс. 0,6мм.
При использовании п.4.1. распылитель УН используется от
ДААЗ-2108,81,83 и обе трубки направляются в первую камеру
(элементарным перегибом длинной трубки или укорачивание
длинной трубки и направление её в 1 камеру). При этом
важно, чтобы впрыскиваемый из распылителя/ей бензин не
задевал элементы ГДС и не попадал на ось дроссельной
заслонки.
- При воплощении п.4.1. рычаг привода УН (находится на
оси дроссельной заслонки, крепится гайкой) используется от
ДААЗ-21073 с маркировкой "4" или рычаг изготавливается
самостоятельно по образу "4" (для "классических" ВАЗов,
УЗАМ, ЗМЗ 402) и по образцу "7" (для переднеприводных
ВАЗов) путём увеличения длины "4" ("7") на 1,5-2,5мм.
- Доработка эмульсионных трубок.
- Для достижения более острых реакций при движении на 1
камере в эмульсионной трубке ZD 150 необходимо запаять
нижний открытый конец и по центру пайки сделать отверстие
диаметром от 1мм внутрь трубки. Чем больше диаметр
отверстия, тем более "гладкая и пушистая" становится
нагрузочная характеристика двигателя.
- Обратная ситуация с эмульсионными трубками ZC 100,
125, 135, 145, 155. Удаление шарика-заглушки из нижнего
конца трубки приводит к более острым характеристикам
нагрузочных характеристик. Как вариант подбора требуемой
характеристики - сделать заглушку из припоя и сверлить в
ней отверстие (см. п.5.1.) диаметром от 0,4мм.
- Для стабилизации х/х используют "дроссельное
распыливание смеси х/х", а именно: на 0,3 - 0,5мм от края
дроссельной заслонки 1 камеры в зоне отверстий х/х
(вертикальная щель) и п/с 1 камеры сверлится отверстие
диаметром 1,8-2,5мм для двигателей ВАЗ и 2,5-3,0мм для УЗАМ
1,7 и 1,8л. Также при регулировке х/х по СО в пределах
0,7-1,2% исключаются провалы переходной системы 1 камеры,
которые раньше пропадали лишь при уровне СО от 1,7%.
Примечание 1: При выборе диаметра главных диффузоров
следует также учитывать имеющийся ряд топливных и воздушных
жиклёров (эмульсионных трубок), чтобы использовать их и по
возможности не изготавливать жиклёры самостоятельно.
- Ряд топливных жиклёров ГДС: 82,5 85,0 87,5 92,5 95 97,5
100 102,5 105 107,5 110 115 117 122,5 (начиная с "100" можно
считать диаметры равными ГТЖ "Озона", т.е. 100 = 1,0мм);
- Ряд эмульсионных трубок ГДС 1 камеры:
- "23" 155, 160, 165
- "ZD" 150
- "А23" 125, 135, 150
- Ряд эмульсионных трубок ГДС 1 камеры:
- "ZC" 100, 125, 135, 145, 155
Примечание 2: Более сложная конструкция карбюраторов
"Солекс" по сравнению с карбюраторами "Озон" резко усложняет
комплексную настройку параметров. Приходится заниматься
вопросами взаимозависимости различных систем карбюратора как
между собой, так и от параметров конкретного двигателя. Также
"Солекс" более требователен к качеству бензина и его
чистоте.
Рабочий пример №1 (двигатель ЗМЗ 402 а/м ГАЗ-2410М,
карбюратор ДААЗ-4178 "Солекс" аналог карбюратора на а/м "Ока",
серийно устанавливается на а/м УАЗ с двигателем ЗМЗ 402 и его
модификациях):
- Привод дроссельных заслонок последовательный
- Диам. Главного диф-ра 1 кам. — 25мм (штатный 24мм)
- Диам. Главного диф-ра 2 кам. — 27,5мм (штатный 26мм)
- Малый диф-р 1 камеры — 4,0 (для 1 камеры, ОЗОН)
- Малый диф-р 2 камеры — 4,5 (ОЗОН, штатный 4,0 для 1
камеры ???)
- ГТЖ1/ГВЖ1 — 122,5/А23 (СОЛЕКС, штатный 115)
- ГТЖ2/ГВЖ2 — 1,3мм/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС, штатный
122,5)
- Распылитель УН — обе трубки (одна длинная от ДААЗ-2108)
направлены в 1 камеру, немного подпилен корпус кар-ра для
монтажа), проставка УН толщиной 1,8мм, крышка УН (вместе с
лапкой-рычагом привода) от ДААЗ-2105,07.
- Остальные параметры карбюратора не изменялись.
Динамические характеристики ГАЗ-2410М намного выше чем у
"классических" ВАЗов и уступают лишь "Самарам 1500".
Максимальная скорость на 4КПП 160 км/час. Полностью гладкая и
ровная характеристика работы двигателя на всех режимах.
Городской цикл - 12,4-12,7 л/100км, средний - 11,5
л/100км.
Рабочий пример №2 (двигатель ВАЗ-21213 а/м Нива-1700,
карбюратор ДААЗ-21073 "Солекс".
- Привод дроссельных заслонок последовательный
- Диам. Главного диф-ра 1 кам. 25мм (штатный 24мм)
- Диам. Главного диф-ра 2 кам. 26мм (штатный 24мм)
- ГТЖ1/ГВЖ1 115/ZD150 (СОЛЕКС, штатный 107,5, диаметр
отверстия по пайке 1,5мм)
- ГТЖ2/ГВЖ2 122,5/ZC135 открытый снизу (СОЛЕКС, штатный
115)
- Распылитель УН обе трубки (одна длинная от ДААЗ-2108,
укорочена по месту для установки её ровно над нижней трубкой
распылителя) направлены в 1 камеру), проставка УН толщиной
1,8мм, рычаг привода УН - аналогичен "4" (штатному), но
увеличен по длине на 2,0мм.
- Остаточный уровень топлива 25 +-0,5мм.
- Остальные параметры карбюратора не изменялись.
Данный вариант является условно "спортивным" и
предназначен для улучшения динамических характеристик
автомобиля до уровня "выше классических ВАЗов" (вот такое
было ТЗ : ). Достигнута ровная характеристика работы
двигателя и максимально возможное улучшение динамических
характеристик а/м Нива-1700 с минимальным увеличением
расхода топлива. Городской цикл - 11,5-11,8 л/100км, средний
10,5 л/100км.
|